Минфин России утвердил
административный регламент для налоговиков о регистрации
контрольно-кассовой техники. Подобный документ появился впервые. Таким
образом, теперь установлены единые внутренние правила, описывающие
процедуру регистрации (перерегистрации) и снятия с учета ККТ. О
нововведениях расскажем в статье.
Какие документы необходимы
Итак,
Административный регламент (далее – Регламент) теперь универсален для
всех налоговых органов. Если раньше налоговые управления в регионах
могли утверждать свой порядок регистрации кассовой техники, то теперь
на всей территории РФ налоговики будут руководствоваться едиными
правилами.
Прежде всего, в Регламенте четко прописан перечень тех документов, которые торговая фирма должна представить:
– заявление о регистрации кассовой техники;
– паспорт ККТ;
– договор о технической поддержке с поставщиком или центром техобслуживания.
Если
необходимо снять с учета или перерегистрировать кассовый аппарат по
другому адресу, фирма готовит заявление о перерегистрации или снятии с
учета ККТ, ее паспорт и карточку регистрации.
Инспектор должен
принять бумаги в тот же день. На это ему отводится максимум 30 минут.
После чего сотрудник ИФНС ставит на заявлении свою подпись, печать
инспекции и заносит данные в компьютерную систему.
Появилась возможность посылать документы по почте
Нововведением
стало положение, позволяющее торговым фирмам подавать документы не
только лично, но и по почте. Так, в Регламенте установлено, что не
позднее одного рабочего дня после получения документов таким способом
инспекторы обязаны зарегистрировать их у себя. На принятие решения о
регистрации или отказе в регистрации кассовой техники налоговикам
отводится пять рабочих дней.
Когда в регистрации откажут
Регламентом установлен перечень оснований, при которых налоговики вправе отказать в регистрации ККТ. В частности, это:
– предъявление
для регистрации модели кассового аппарата, которая не включена в реестр
либо была исключена из реестра и уже истек нормативный срок ее
эксплуатации;
– предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;
– обнаружение
неисправности кассы, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака,
а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и
«Сервисное обслуживание»);
– отсутствие заключенного договора с центром технического обслуживания или поставщиком и др.
Еще
одно основание для отказа, указанное в пункте 22 Регламента, – это
непредставление полного пакета документов, оформленных в надлежащем
порядке. Правда, в этом случае у заявителя есть возможность исправить
недочеты. Соответственно, отказать в регистрации инспекторы будут
вправе, только если указанные недостатки не будут устранены.
Как обжаловать действия инспекторов
В
Регламенте описана и процедура подачи жалобы на действия (бездействие)
налоговиков, другими словами, внесудебный порядок обжалования. Так,
жалобу следует подавать:
– на действия (бездействие) территориальных налоговых органов – в ФНС России;
– на действия (бездействие) ФНС России – в Минфин России.
Причем
обратите внимание: такой порядок не предусматривает подачу жалобы на
территориальную инспекцию в соответствующее управление налоговой
службы. Такие обращения рассматриваться просто не будут.
Подать жалобу можно как лично, так и по почте. Главное, чтобы она содержала (п. 72 Регламента):
– наименование органа, в который она направляется (ФНС или Минфин России);
– полное наименование организации (предпринимателя), обратившейся с жалобой;
– ИНН организации (предпринимателя);
– адрес местонахождения организации (предпринимателя);
– почтовый адрес отправителя;
– суть жалобы.
По
желанию фирма может дополнительно указать любые иные сведения, о
которых считает нужным сообщить. Например, фамилию и должность
сотрудника налогового органа, действия (бездействие) которого
обжалуются. Также лучше приложить документы (материалы, копии),
подтверждающие суть обращения.
Пожаловаться можно и неофициально
Кроме
подачи официальной жалобы фирма может сообщить по телефонам
территориальных органов ФНС России или на интернет-сайте
территориальных налоговых органов о нарушении своих прав и законных
интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии
должностных лиц территориального налогового органа, нарушении положений
настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной
этики.
В этом случае сообщение должно содержать:
– наименование пользователя, который подает сообщение, его местонахождение (место жительства), ИНН;
– наименование
органа, должность, фамилию, имя и отчество специалиста (при наличии
информации), решение, действия (бездействие) которого нарушают права и
законные интересы пользователя;
– суть нарушения, противоправного решения, действия (бездействия);
– сведения о способе информирования пользователя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.
Обязательная информация
Кроме
прочего в Регламенте отмечено, что на информационных стендах в
инспекциях должна быть размещена информация, связанная с регистрацией
контрольно-кассовой техники. Это, например, образцы необходимых
документов, данные о госреестре ККТ, номера телефонов-информаторов,
адреса интернет-сайтов ФНС России и территориальных налоговых органов.
А также график работы структурного подразделения, номера кабинетов,
фамилии, имена, отчества и должности специалистов, ответственных за
исполнение государственной функции.