Ай Ком Сервис 20.05.2009 Практика разработки стратегии в кризисный период - 20 Мая 2009 - Ай Ком Сервис
Главная » 2009 » Май » 20 » 20.05.2009 Практика разработки стратегии в кризисный период
23:12
20.05.2009 Практика разработки стратегии в кризисный период
Автор: С. Кручинецкий, руководитель компании «Питер-Консалт».

Собираясь навестить любимую тёщу, проживающую на другом конце города, мы не только формулируем цель нашего путешествия, но продумываем способ её достижения (маршрут), а также планируем и приобретаем необходимые ресурсы (бензин). Последствия опоздания на званый обед, конечно, могут быть печальными, но всё же в большинстве случаев эти потери куда менее трагичны, чем наиболее вероятная судьба компании, руководитель которой  не позаботился о маркетинговом планировании. В статье описана практическая процедура разработки маркетинговой стратегии в кризисный период.

Несколько лет тому назад автор этих строк поступил на должность директора по маркетингу крупного фармдистрибьютора. Незадолго до этого в компании началось внедрение методики BSC (Системы Сбалансированных Показателей). Показательно, что стратегия компании сформулирована не была, но иерархия целей и показателей к тому времени построена.

Директор по маркетингу отвечал за ряд показателей, одним из которых было количество акций по стимулированию спроса среди клиентов компании – аптек и аптечных сетей. Формат акций был разработан ранее и коррекции не подлежал. Согласно формату целевую аудиторию акции составляли директора и заведующие самостоятельных аптек. Вместе  с тем, наиболее крупные филиалы компании концентрировали свои сбытовые усилия на аптечных сетях, организующих закупку путём постоянно действующих Интернет-тендеров. Как Вы думаете, какой эффект был от таких акций и насколько помогало продавцам такое стимулирование спроса? Этот пример иллюстрирует факт необходимости согласования основных принципов коммерческой деятельности в документе, обычно именуемом маркетинговой стратегией. Рассмотрим практические аспекты разработки такого документа на примере торговой компании, оперирующей на промышленном рынке.

Итак, владелец нашей компании, поставлявшей расходные материалы на промышленный рынок, почувствовав  влияние экономического кризиса, решил искать возможности сохранения бизнеса на пути маркетингового планирования. В помощь был привлечён маркетолог компании, недавно получивший соответствующее образование, но не успевший реализовать на практике последние достижения маркетинговой мысли.

БОльшего энтузиаста маркетингового планирования сложно было себе представить. Руководством к действию стала методика разработки маркетинговой стратегии, освоенная нашим маркетологом в период обучения. Проблема заключалась в том, что реализация методики требовала значительного объёма рыночной информации, которой компания не располагала. Собирать эту информацию было некогда, заказывать исследование профессионалам владелец компании считал нецелесообразным. Как ни странно, приемлемый выход нашёл молодой маркетолог. В компании работали опытные специалисты, настоящие эксперты рынка. Безусловно, они обладали ценной информацией о рынке, и задача состояла в том, чтобы получить от них необходимые данные в структурированном виде и обработать их. Это, конечно, не полноценное исследование, но всё-таки кое-что. Маркетолог подготовил анкету, в которой экспертам рынка предстояло ответить на ряд вопросов о

  • потребностях клиентов и имеющихся возможностях эти потребности удовлетворить,
  • привлекательности и конкурентности различных сегментов клиентского и товарного рынка,
  • прогнозах изменения потребления в связи с экономическим кризисом,
  • сильных и слабых сторонах компании,
  • возможностях и угрозах внешней среды,
  • деятельности основных конкурентов, поставщиков и производителей.

Согласно теории начинать следовало с целеполагания, а решающую роль в этом вопросе методисты отводят собственнику. Владелец компании, пользуясь представившейся возможностью, уже готов был объявить о планах грандиозного увеличения реализации в следующем году, но маркетолог предложил начать с определения клиентских рынков компании и продукта, которым компания собирается осчастливить своих клиентов. Руководитель компании, работавший в этом бизнесе полтора десятка лет, удивился: «Что же здесь неясного? Клиенты – это компании, заинтересованные в нашем товаре. Продукт – это наш товар». Однако, будущий светила маркетинга, убедительно объяснил, что с точки зрения формирования стратегии, всё не так просто.

Компания поставляла товар промышленным предприятиям напрямую и через дилеров. Было совершенно очевидно, что стратегия на рынке конечных потребителей и дилеров не может быть одинаковой, хотя бы потому, что эти две группы клиентов имели разные приоритеты потребностей (см. Таблицу 1), выявленные в ходе анкетирования ведущих сотрудников компании.

Таблица 1. Отличия в потребностях дилеров и конечных потребителей.


Потребность

Конечные потребители

Дилеры

Приоритетная потребность

Качество товара, надёжность поставки

Возможность заработать

В отношении товара

Широкий ассортимент

Торговые марки, по которым поставщик может предложить лучшие условия

В отношении услуг

Техническая поддержка, обеспечение гарантии

Малый срок поставки, информация о наличии на складе

В отношении условий оплаты и поставки

Отсрочка платежа

Минимальная цена

В отношении имиджа компании

Надёжный поставщик

Не имеет значения

……………

 

 

Кроме того, хотя компания имела клиентов на всей территории РФ, но наиболее уверенно себя чувствовала в родном Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Было очевидно, что в отношении местных клиентов компания имеет бОльшие возможности по воздействию и может уже сейчас предложить услуги, которые в регионах ещё предстояло обеспечить.
Таким образом, были выделены 4 рынка компании, для которых предстояло сформировать разные маркетинговые стратегии – см. Таблицу 2.

Таблица 2. Клиентские рынки компании

 

Отрасли

Регионы

Конечные потребители СПб и ЛО

Дилеры СПб и ЛО

Региональные конечные потребители

Региональные дилеры

При обсуждении потребностей разных  групп клиентов выяснилось, что конечные потребители и дилеры имеют разные требования к товару и сопутствующим услугам. В результате продукт компании на рынке конечных потребителей был определён, как комплексная поставка широкого ассортимента, поддерживаемая дополнительными услугами технического характера. Дилерам компания собиралась предлагать товар отдельных торговых марок, по которым у компании были конкурентные в отрасли условия поставки и оплаты.

Покончив с определением рынков и продуктов, владелец бизнеса хотел вернуться к вопросу планов реализации, но въедливый маркетолог, размахивая методичкой, утверждал, что прежде рынок и продукт нужно сегментировать. Действительно, рынки для себя компания определила огромные, на ассортимент замахнулась широкий. Но в условиях ограниченных ресурсов любая компания для того, чтобы оставаться эффективной, обязана определить свои приоритеты и управлять ресурсами в соответствии со сделанным выбором. Было решено сегментировать клиентский рынок компании по трём координатам: регион, отрасль и масштаб клиента. Географическое сегментирование определили в соответствии с принципом федерального деления РФ. В качестве отраслевого классификатора выбрали ОКВЭД, а номенклатурного – ОКП. Выбор общегосударственных классификаторов определялся, кроме всего прочего, желанием состыковать статистику компании с внешними источниками аналитики. По масштабу клиентов классифицировали на 3 группы в соответствии с экспертной оценкой: А – с потенциалом потребления товара компании на сумму более Х рублей в год, В – от Y до Х рублей год и С – до Y рублей в год.

Настало время определить рейтинги сегментов. Для решения этой задачи гордо сияющий маркетолог предложил использовать матрицу General Electric, на которой положение сегмента определяется оценками его привлекательности и конкурентной позиции компании. В отношении клиентских сегментов «регион-отрасль» привлекательность оценивается по критериям ёмкости рынка, темпов роста/падения, рентабельности продаж, уровня конкуренции, особенности государственного регулирования. Для оценки конкурентной позиции компании используются критерии доли рынка, темпов роста/падения доли, репутация компании, состояние системы сбыта и продвижения, соответствие ассортимента требованиям сегмента.

И тут настал звёздный час маркетолога. Мало того, что он выудил экспертные оценки привлекательности и конкурентности позиции компании из анкет ведущих сотрудников, а объёмы и рентабельность продаж – из отчётов информационной системы. Молодой сотрудник представил на суд руководства компании свою оценку ёмкости сегментов «регион-отрасль». В основе оценки лежала гипотеза о том, что потребление расходных материалов, которые компания поставляла на рынок, пропорционально объёму реализации основной продукции. Причём коэффициент пропорциональности можно считать одинаковым для предприятий одной отрасли. Маркетолог оценил эти коэффициенты на основе данных дружественных предприятий, сообщивших свои фактические нормативы потребления расходников. Далее расчёт ёмкости сегментов в докризисной ситуации на основе данных Госкомстата об объёме реализации промышленной продукции, был делом техники.

Разумеется, экономический кризис внёс существенные коррективы в полученную оценку ёмкости рынка, но и в учёте этого фактора начинающий специалист был на высоте. Оказалось, что с момента появления кризисных явлений он тщательно собирал аналитические данные о прогнозах падения промышленного рынка по регионам и отраслям и сейчас смог предъявить накопленный результат. Оценка маркетолога была скорректирована с учётом мнений ведущих сотрудников компании, высказанных ими в анкете.

В разрезе масштаба клиентов рыночных данных для количественной оценки сегментов у компании не было и пришлось принять субъективное мнение местных экспертов, которое заключалась в том, что наиболее приоритетными в регионах следует считать клиентов сегмента В, а в СПб и ЛО – клиентов сегмента А и В. Это мнение подтверждалось объективными результатами прошлого периода об объёме и рентабельности продаж клиентам разного масштаба.

Привлекательность и конкурентность различных классов номенклатуры и торговых марок, была также определена на основании результатов анкетирования специалистов компании и данных о реализации товаров в прошлый период, поскольку оценкой товарного рынка компания не обладала.

В результате компания получила прогноз реализации по сегментам «регион-отрасль» и в товарном разрезе при условии сохранения долей рынка,  а на основании анализа матриц GE были сформированы приоритеты компании по этим сегментам. 

Вот теперь, имея такой инструмент прогнозирования и выбора приоритетов, можно было переходить к осмысленному целеполаганию, основанному не только на амбициях и готовности собственника к риску (что, вообще говоря, лежит в основе целеполагания), но и на возможностях компании и рыночном прогнозе. Ещё бОльший реализм процессу целеполагания придал финансовый директор, напомнивший, что в нынешней ситуации инвестиционные возможности компании нулевые, и для того, чтобы увеличить реализацию, нужно в той же мере улучшить оборачиваемость рабочего капитала. В результате, проанализировав прогноз реализации и финансовые возможности компании, собственник принял следующее, не вполне классическое, но понятное практикам, решение:

Разработать для утверждения безубыточный годовой бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств без кассовых разрывов, для чего
1. Разработать план мероприятий по сокращению непроизводительных расходов и повышению рентабельности рабочего капитала.
2. Разработать маркетинговую стратегию, обеспечивающую достаточную для покрытия расходов компании доходную часть, сохранив стратегическое позиционирование компании, как лидера по качеству.

Было очевидно, что решение собственника накладывало определённые ограничения на фантазии участников выработки стратегии. Более того, учитывая параллельное выполнение пунктов 1 и 2, окончательный вариант бюджетов не мог быть сформирован за одну итерацию.

Для выработки новой маркетинговой стратегии маркетолог компании начал подготовку к модифицированному SWOT-анализу, который проводился отдельно для каждого рынка. Прежде всего была сформулирована текущая стратегия компании, фрагмент которой представлен в Таблице 5. Далее на основе анкет ведущих сотрудников в форматы для SWOT-анализа были занесены значимые для компании факторы, создающие возможности и угрозы для развития, а также сильные и слабые стороны компании. Фрагмент  анализа рынка конечных потребителей РФ приведён в Таблице 3.

Таблица 3. Фрагмент формата SWOT-анализа на рынке конечных потребителей РФ

 

Поддержка правительством избранных предприятий

Падение спроса на промышленную продукцию

Снижение цен на нефть

Падение курса рубля

Рост безработицы, снижение уровня зарплат

Банкротство некоторых конкурентов

……….

Текущая стратегия на рынке конечных потребителей РФ

 

 

 

 

 

 

 

Сильные стороны компании

 

 

 

 

 

 

 

Широкий ассортимент

 

 

 

 

 

 

 

Наличие достаточно больших складских запасов

 

 

 

 

 

 

 

Возможность оказания услуг по технической поддержке

 

 

 

 

 

 

 

Хорошая информационная система

 

 

 

 

 

 

 

Известность компании на рынке

 

 

 

 

 

 

 

Высокая репутация компании перед поставщиками

 

 

 

 

 

 

 

…………

 

 

 

 

 

 

 

Слабые стороны компании

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие стратегии и согласованной тактики, анализа рынка

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие в целевых регионах представительств компании

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточные ресурсы по работе со средними предприятиями СПб

 

 

 

 

 

 

 

Невысокая эффективность использования финансовых ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

Финансовых ресурсов не хватает на все рынки и всю номенклатуру, по которым работает компания

 

 

 

 

 

 

 

……………

 

 

 

 

 

 

 

Итого +

 

 

 

 

 

 

 

Итого -

 

 

 

 

 

 

 

Следующий этап выработки стратегии был организован в форме собрания, на котором ведущие сотрудники компании должны были по таблицам SWOT-анализа (для каждого рынка в отдельности) согласовать ответы на следующие вопросы:

  • Адекватна ли текущая стратегия каждому фактору внешней среды?
  • Способствует ли сильная сторона компании использованию каждого фактора внешней среды для реализации стратегии компании?
  • Препятствует ли слабая сторона использованию каждого фактора внешней среды для реализации стратегии компании?

На основании согласованных ответов маркетолог построил для каждого из рынков таблицу стратегических альтернатив, фрагмент которой представлен в Таблице 4.  Для каждого фактора внешней среды, требующего корректировки стратегии, была сформулирована стратегическая альтернатива.

Таблица 4. Фрагмент таблицы стратегических альтернатив для рынка конечных потребителей РФ


Фактор

+

-

На достижение каких целей влияет?

Нужно ли
менять
стратегию?

Каким образом  (стратегические альтернативы)?

Поддержка правительством избранных предприятий

 

 

Поставки на предприятия сегментов А, В и С

Да

Приоритет предприятиям, поддержанным правительством

Падение спроса на промышленную продукцию

 

 

Выполнение планов реализации

Да

Увеличение сбытовых усилий на приоритетных сегментах

Снижение цен на нефть

 

 

Поставки в нефтяную отрасль

Да

Изменение отраслевых приоритетов

Падение курса рубля

 

 

Выполнение плана реализации импортной продукции

Да

Изменение товарных приоритетов

Рост безработицы, снижение уровня зарплат

 

 

Увеличение сбытовых усилий

Да

Создание сети торговых представителей

Банкротство некоторых конкурентов

 

 

Выполнение планов по реализации и рентабельности

Да

Изменение региональных приоритетов

……….

 

 

……………..

 

……………..

Таким образом были сформулирован проект новой стратегии, фрагмент которой представлен в Таблице 5. Проект был вынесен на обсуждение ведущими сотрудниками компании.

Таблица 5. Текущая и новая маркетинговые стратегии на рынке конечных потребителей РФ


Тип стратегии

Текущая
стратегия

Новая стратегия

Стратегия конкуренции

Дифференциация

Фокусирование на приоритетных клиентских и продуктовых сегментах, дифференциация внутри них за счёт лучшего ассортиментного предложения и высокого уровня услуг

Стратегия продукта

Ситуационное поведение

Наступательная стратегия на приоритетных сегментах, стратегия сокращения на остальных сегментах

Стратегия продвижения и сбыта

Ситуационное поведение

Наступательная стратегия на приоритетных сегментах, стратегия сокращения на остальных сегментах

…….

 

 

Согласованием стратегии процесс маркетингового планирования не заканчивается, а только начинается. Далее, для реализации маркетинговой стратегии специалистам компании предстояло

  • Сформулировать и согласовать принципы продуктовой, сбытовой, контрактно-ценовой и рекламной политики,
  • Разработать планы мероприятий,
  • Определить показатели, по которым будет контролироваться ход реализации стратегии,
  • Закрепить персональную ответственность за показатели и предусмотреть меры стимулирования,
  • Сформировать регламент контроля показателей и реализации мероприятий,
  • Запланировать необходимые ресурсы,
  • Рассчитать бюджеты и финансовый результат,
  • Презентовать разработанные планы собственнику и, в случае неуспешной защиты, повторить цикл маркетингового планирования.

Опытный читатель может заявить, что выработанная стратегия могла быть разработана безо всей этой процедуры на основе опыта и интуиции руководителя компании или знаний образованного маркетолога. Может быть и так. Но разработка маркетинговой стратегии – это, кроме всего прочего, процесс согласования принципов коммерческой деятельности между ведущими сотрудниками, а без достижения консенсуса эффективная реализация самой лучшей стратегии невозможна. Поэтому наилучшее решение, выработанное в кабинетной тиши, никогда не заменит хорошо выстроенную процедуру согласования.

Категория: Руководителю | Просмотров: 541 | Добавил: Administrator | Теги: маркетинг, маркетинговая политика, Менеджмент, финансовый кризис, антикризис, управление, стратегия компании, BSC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]