23:20 20.05.2009 Вход или выход | ||
Автор:
Михаил Малыхин Газета "Ведомости"
Сегодня британская рекрутинговая компания Hays, оборот которой раз в десять превышает оборот российского рынка рекрутмента в целом, официально объявляет об открытии офиса в Москве и начале работы в России. «Выход на российский рынок был задуман больше года назад, в связи с кризисом планы решено было не менять», — утверждает Ник Кокс, управляющий директор Hays по континентальной Европе и остальному миру. По его словам, просчитывалась возможность выхода на рынок путем поглощения, однако компании с требуемыми параметрами найдено не было. Пока в офисе в центре Москвы будут работать девять сотрудников (вместе с гендиректором Алексеем Штейнгардтом). На уровень безубыточности планируется выйти за год (суммы вложений Кокс не раскрывает). Лучшее время «Выход на российский рынок сегодня мог обойтись примерно в $100 000. В прошлом году, учитывая более высокие зарплаты и стоимость аренды, расходы компании были бы вдвое больше», — считает Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter. «Думаю, что это время для закрепления Hays в России (последней страной из БРИК, где компания не присутствовала) целесообразно, — считает Валерий Оськин, исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). — Сейчас можно экономить на организации офиса, коммуникациях, рекламе, а самое главное — легче и выгоднее набирать рекрутеров». Худшее время «Hays выходит на очень конкурентный рынок в наихудшее время, которое только можно представить», — считает Тремейн Элсон, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia. По его словам, Hays известна подбором временного и неквалифицированного персонала и частично подбором квалифицированных сотрудников. Примерно половину доходов приносит компании подбор временного персонала. Поэтому в России ей сложно конкурировать с такими компаниями, как «Анкор», Kelly, Manpower и Adecco, которые давно зарекомендовали себя на рынке. «Antal фокусируется на подборе персонала среднего и высшего управленческих звеньев, нам вряд ли придется конкурировать», — говорит Элсон. «Hays в Англии — это в основном массовый подбор, скоростные технологии, высокая оборачиваемость, — размышляет Константин Борисов, управляющий директор Morgan Hunt Selection. — В России же ценят эксклюзивный подход и понимание рынка». Борисов солидарен с Элсоном: сложно было придумать менее подходящее время, «рынок находится на самом дне, а клиенты предпочитают работать с проверенными провайдерами». Без боя не сдадут Кокс не скрывает, что пока Hays будет специализироваться на подборе специалистов для ряда направлений, включая фармацевтический сектор, который, по его оценке, в России пострадал от кризиса наименьшим образом. «Hays декларирует свою готовность подбирать кадры в фармацевтике, информтехнологиях и телекоммуникациях, производстве, юриспруденции, финансах, маркетинге и продажах. Планируют заняться подбором в нефтяной и газовой областях, банковской сфере, а когда начнется рост, то и в недвижимости-строительстве», — утверждает Оськин. «Приятно, что российский рынок не теряет привлекательности даже в кризис. Полагаю, что выход на рынок Hays будет интересным ходом, — говорит Сергей Ражев, управляющий директор хедхантинговой компании Cornerstone. — С рынка уходит все больше мелких игроков, а у компании с широкой направленностью в перспективе хорошие шансы. Их основное направление — персонал среднего уровня — всегда востребовано». «Мы не рассматриваем компанию Hays как серьезного конкурента в пятилетней перспективе», — говорит Сергей Саликов, гендиректор холдинга «Анкор». По его мнению, времени для выхода на уровень безубыточности сегодня значительно меньше, чем раньше, что удорожает проект. «Даже во времена роста наш рынок имел серьезные отличия от, скажем, европейского, в первую очередь в том, что у нас нет законодательства, регулирующего отношения работодателя и временного сотрудника, — считает Юрий Ефросинин, коммерческий директор Kelly Services. — Применяются различные схемы трудоустройства, часто не вполне юридически обоснованные. Чтобы разобраться в них, нужен опыт». Не стоит сбрасывать со счетов присутствие российских и западных игроков с уже наработанными связями, опытом и долями рынка, борьба между которыми сейчас обострилась. Помимо этого, говорит эксперт, рынок рекрутмента упал по сравнению с августом по разным направлениям на 40-70% и продолжает падать. А что на рынке По данным АКПП, оборот российского рынка рекрутмента в 2008 г. составил $460-470 млн. По оценке Вировца из HeadHunter, объем рынка — не более $300 млн. Ежеквартальное глобальное исследование Antal, посвященное тенденциям найма персонала среднего и высшего управленческих звеньев, показало, что число компаний, подбирающих новых сотрудников в России, больше, чем в США, странах Центральной Европы и БРИК (см. график на сайте). Если в I квартале 2009 г. у нас подбирали персонал 42% компаний, то во II квартале — 58%. При этом число работодателей, сокращающих штат, уменьшилось с 58% до 44% соответственно. В исследовании приняли участие более 4200 компаний из 32 стран мира, в том числе около 400 компаний из России. Причем больше всего россияне набирают персонал в фарминдустрии (83% компаний), рознице (71%), нефтегазовой сфере (62%,) FMCG (60%), IT (59%), а в финансовой сфере — лишь 44%. По результатам апрельского мониторинга Pynes Group, 78% фармацевтических компаний с начала кризиса (август 2008 г.) увеличили численность персонала, в то время как из сектора IT — 41%, а финансового — лишь 22%. «Рынок входит во вторую, затяжную стадию кризиса, в ходе которой компании проводят укрепление персонала и освобождение от непрофильных функций, настраиваясь на «полярную зиму», — считает Ефросинин. Это предоставляет определенные возможности для поставщиков стафинговых услуг, но только для тех, у кого уже есть положительная история отношений и готовность предлагать решения, созданные под партнера.
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |