02:16 21.05.2009 Экстренно ограничены неналоговые проверки | |
Автор:
Е. Антонов Источник: Журнал «Главбух»
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вступил в силу 1 мая 2009 года (за исключением отдельных положений) Новый закон, который по замыслу правительства должен оградить бизнес от произвола чиновников, был принят еще в конце прошлого года. Изначально предполагалось, что он вступит в силу 1 июля. Однако резкая критика со стороны премьер - министра Владимира Путина заставила законодателей внести экстренные поправки. В результате новый закон действует уже сейчас, а конкретнее - с 1 мая 2009 года. Какие ведомства обязаны соблюдать новые правила Новый «ограничительный» закон пришел на смену Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 134 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Как видно из названия, старый нормативный акт не распространялся на проверки местных властей. Отныне же контролеры из муниципалитетов также обязаны соблюдать все общие требования В новом законе, как и в ранее действовавшем, есть четкий перечень проверок, на которые общие ограничения не влияют. Так, Федеральный закон № 294 - ФЗ не распространяется на налоговые, валютные, банковские и целый ряд других ревизий (полный перечень содержится в ст. 1). А вот проверки таких ведомств, как Роспотребнадзор, Ростехнадзор и противопожарная служба, должны проходить с учетом всех новых ограничений. Все проверки — строго по плану. Внепланово — в исключительных случаях Прежний закон позволял контролерам одного ведомства проводить плановые проверки компании (предпринимателя) не чаще одного раза в два года. С 1 мая действует более строгое ограничение: плановая проверка — раз в три года, не чаще. При этом ревизии будут назначать в соответствии с единым планом, формировать который будет Генеральная прокурату-ра РФ. Ознакомиться с этим планом сможет любой желающий на официальном сайте Генпрокуратуры. Но только в 2010 году. Плановые проверки могут проходить в документарной или выездной форме. При этом общий срок плановой проверки (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней (в прежнем законе это ограничение составляло один месяц). В исключительных случаях контролеры могут продлить ревизию еще на 20 рабочих дней. Важный момент: вы-ездная проверка малого предприятия не может длиться более 50 часов в год. А если компания относится к категории микро-предприятий, выездная ревизия может продолжаться 15 часов в год максимум. В исключительных случаях эти сроки могут быть еще продлены на 15 часов (ст. 13 Федерального закона № 294 - ФЗ). Помимо плановых проверок Федеральный закон № 294 - ФЗ
позволяет чиновникам приходить с ревизией внепланово. Но для этого у
контролеров должны быть серьезные основания, перечисленные в статье 10.
К ним относятся следующие фак-ты: О внеплановой проверке чиновники обязаны уведомить компанию (предпринимателя) не менее чем за 24 часа до ее нача-ла. При этом проверять внепланово субъектов малого и среднего предпринимательства по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда, контролеры могут только после согласования такой ревизии с прокуратурой. Когда акт проверки может быть признан недействительным Закончив проверку, контролеры обязаны составить акт в двух экземплярах (п. 4 ст. 16 Федерального закона № 294 - ФЗ). Один из них должен быть передан в компанию или предпринимателю. Обратите внимание: акт проверки может быть признан недействительным, если контролеры допустят одно или несколько грубых нарушений. Они перечислены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона № 294 - ФЗ. Так, например, грубым нарушением считается очередная плановая проверка, которую чиновники провели до истечения трех лет с предыдущей ревизии. Обжаловать акт компания (предприниматель) может как в вышестоящем органе, так и в судебном порядке. Ясно, что на сегодняшний день более эффективен именно судебный порядок. Прежде некоторым компаниям удавалось в арбитраже оспорить акты контролеров, сославшись на нарушения, допущенные в ходе проверки. Сможет ли новый закон эффективно защитить бизнес от произвола чиновников У ведущих российских юристов нет единого мнения относительно эффективности принятого «ограничительного» закона. Евгений ДАНИЛОВ, адвокат, руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP —
Само название Федерального закона № 294 - ФЗ («О защите прав… при
осуществлении контроля») свидетельствует о том, что государство
переусердствовало с проверками. В обычных условиях законодатели принимают закон о контроле, а не о защите от него. Анатолий КУЧЕРЕНА, адвокат, член общественной палаты РФ — Федеральный закон № 294 - ФЗ значительно модернизировал систему планового контроля в России. Если ранее органы государственного контроля могли по собственному усмотрению назначать любые проверки, то теперь есть четкий перечень оснований для плановых и внеплановых ревизий. Подобные изменения позволят существенно снизить уровень коррупции в контролирующих органах. А это в свою очередь подтолкнет бизнес к более активному развитию, что особенно актуально в сегодняшних непростых экономических условиях. Чтобы начать новую деятельность, будет достаточно уведомления Более жесткие ограничения неналоговых проверок - не единственная поправка Федерального закона № 294 - ФЗ. Еще одна прогрессивная идея законодателей из правительства - отмена всевозможных разрешений и заключений, которые сегодня приходится получать бизнесменам для начала новой деятельности. Статья 8 Федерального закона № 294 - ФЗ вводит для целого ряда сфер экономики новый (уведомительный) порядок начала работы. Допустим, компания хочет заняться розничной торговлей. Сейчас для этого приходится получать множество разрешений у местных властей. В будущем же понадобится просто уведомить уполномоченное ведомство об открытии магазина. Аналогичный порядок будет действовать для компаний и предпринимателей, которые планируют работать в области общепита, бытовых услуг, гостиничного бизнеса и др. (полный перечень см. в ст. 8 Федерального закона № 294 - ФЗ). Предполагается, что формы уведомлений, а также более четкая процедура их подачи будут в ближайшее время разработаны профильными ведомствами. Однако пока никаких четких регламентов не утверждено, уведомительный порядок начала деятельности существует только на бумаге. | |
|
Всего комментариев: 0 | |