Автор:
Н. Шишкоедова, доцент кафедры "Бухучет и аудит"", Курганский филиал АТ и СО.
Источник: Журнал "Учет в строительстве" Нередко
для того, чтобы получить контракт на строительство объекта либо на
выполнение подрядных работ, необходимо принять участие в конкурсе. Но
не все участники конкурса его выигрывают. О бухгалтерском учете и
налогообложении возникающих в этом случае затрат при обычной и
упрощенной системах налогообложения - в нашей статье.
Виды «конкурсных» затрат Участвуя
в конкурсе (тендерных торгах), строительная компания несет определенные
затраты - на оформление конкурсной документации, уплату организационных
сборов и т. д. РАСХОДЫ НА УЧАСТИЕ По
сути, указанные затраты являются расходами, связанными непосредственно
с подготовкой и подписанием договора, понесенными до даты его
подписания. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 2/2008 их следует включать
в расходы по договору при соблюдении двух условий: - если они могут быть достоверно определены; - если в отчетном периоде, в котором они возникли, существует вероятность, что договор будет подписан. Положение утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н.Если
же приведенные условия не соблюдаются, такие затраты следует признать
прочими расходами того периода, в котором они понесены. Что же из этого
следует? Конечно же, принимая участие в тендере, компания стремится
его выиграть и заключить договор. Поэтому никаких сомнений в том, что
затраты на участие в конкурсе непосредственно связаны с заключением и
исполнением договора, нет. Их сумма, как правило, может быть достоверно
определена, исходя из фактических затрат на оформление конкурсной
документации и т. д. (платежных документов, счетов сторонних
организаций в случае их привлечения и др.). Расходы, связанные с
участием в конкурсе, следует рассматривать как предварительные расходы
по договору строительного подряда и отражать их на счете 97 «Расходы
будущих периодов». В случае же если затраты возникли в одном
отчетном периоде, а договор будет подписан в другом, то затраты сразу
списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы». ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС По
условиям конкурса обычно требуется перечислить организатору денежный
взнос в качестве обеспечения заявки и обеспечения контракта. Эта сумма
представляет собой задаток, который впоследствии должен быть либо
возвращен участнику (если он не выиграл торги или если торги не
состоялись), либо засчитан в счет исполнения обязательств по
заключенному договору (п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ). Отметим,
что зачет задатка победителю-подрядчику (застройщику) не грозит. Ведь
по договору подряда (строительства) обязательства по оплате возникают
не у него, а перед ним (у заказчика). Поэтому сумму задатка также
вернут участнику и в случае выигрыша им конкурса. Обратите
внимание: вносимая в обеспечение заявки на участие в конкурсе сумма
признается именно задатком в контексте норм статей 448, 449
Гражданского кодекса РФ, независимо от того, как эта сумма названа в
извещении о проведении торгов и прочих документах. Такой вывод, в
частности, содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 28
февраля 2007 г. № А48-2962/06-4. В соответствии с нормами ПБУ 10/99 внесение задатка не считается расходом организации (п. 3). Положение утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.Поэтому
сумму перечисленного задатка следует отразить по дебету счета учета
расчетов (например, счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами») на отдельном субсчете. Бухгалтерский учет Учет расходов на участие в конкурсе, отраженных в качестве предварительных, у организации будет зависеть от его результатов. ЕСЛИ КОНКУРС ВЫИГРАН С
участником, выигравшим торги, заключается договор на выполнение
определенных работ, затраты по которым он будет учитывать в
установленном порядке в зависимости от вида договора (застройщик - на
счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», подрядчик - на счете 20
«Основное производство»). Если расходы на участие в конкурсе были
сразу списаны на счет 91, никаких дополнительных записей в случае
заключения договора делать не придется. Если же расходы подрядной
организации на участие в конкурсе были учтены на счете 97, их нужно
будет включать в состав расходов, связанных с исполнением договора, в
течение срока его действия равными долями. ПРИМЕР 1 В
мае 2009 года подрядная организация ООО «Строитель» (плательщик НДС)
приняла участие в тендере. Расходы на оформление конкурсной
документации силами сторонней специализированной организации в мае 2009
года составили 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.), кроме того,
согласно условиям конкурса, был перечислен задаток в сумме 400 000 руб.
ООО «Строитель» выиграло конкурс. Договор был заключен в июне 2009
года. Срок его действия - 10 месяцев (с июля 2009 года по апрель 2010
года включительно). В течение этого периода расходы на участие в
конкурсе будут списываться ежемесячно равными долями. Сумма задатка
была возвращена компании отдельным платежом в июне 2009 года. Бухгалтер
ООО «Строитель» сделал в учете следующие записи. В мае 2009 года: ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60 - 40 000 руб. (47 200 - 7200) - отражены расходы на подготовку конкурсной документации; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 - 7200 руб. - выделен НДС, предъявленный сторонней организацией; ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 - 7200 руб. - предъявлен к вычету «входной» НДС; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 - 47 200 руб. - оплачена подготовка документации; ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по выданным задаткам за участие в конкурсе» КРЕДИТ 51 - 400 000 руб. - внесен задаток за участие в конкурсе. В июне 2009 года: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по выданным задаткам за участие в конкурсе» - 400 000 руб. - отражен возврат задатка за участие в конкурсе; ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97 - 4000 руб. (40 000 руб. : 10 мес.) - включены в состав расходов предварительные затраты на подготовку конкурсной документации.
С июля 2009 года по апрель 2010 года ежемесячно бухгалтер будет
включать в состав расходов затраты на участие в конкурсе в сумме 4000
руб. ЕСЛИ КОНКУРС ПРОИГРАН Если
затраты на участие в конкурсе были сразу списаны на счет 91, никаких
дополнительных записей при проигрыше делать не нужно, как и в случае
заключения договора, - они уже учтены в составе расходов. Если затраты
на участие в конкурсе были отражены на счете 97, их необходимо
единовременно списать в состав прочих расходов, поскольку проигравший
участник не будет заключать и исполнять договор на строительство
(строительные работы). Сумма задатка (обеспечения заявки), как уже
указывалось, должна быть возвращена. ПРИМЕР 2 Воспользуемся
данными примера 1 для отражения ситуации в случае проигрыша (записи,
сделанные в мае и по возврату задатка, повторять не будем, они
останутся неизменными). На основании документов о результатах конкурса,
подтверждающих факт проигрыша, в июне 2009 года бухгалтер ООО
«Строитель» запишет: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 97 - 40 000 руб. - списаны расходы на подготовку конкурсной документации специализированной организацией. Налогообложение При исчислении прибыли организация сталкивается с двумя проблемами: учетом расходов и учетом доходов. ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ При общей системе налогообложения для
признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по мнению
специалистов Минфина России, изложенному в письме от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7, необходимо учитывать следующие факторы: - возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности; - характер расходов,
- возможность возвратности расходов при различных исходах тендерных
торгов или возмещения подобных расходов в стоимости конкурсной
продукции. Из чего можно сделать вывод о том, что расходы,
связанные с участием в проигранных тендерных торгах, могут быть учтены
в составе внереализационных расходов (ст. 265 Налогового кодекса РФ) в
том случае, если они: - были осуществлены в связи с требованиями организатора торгов; - не возвращаются при проигрыше.
В частности, к таким расходам могут быть отнесены суммы уплаченных
сборов за участие в конкурсе, затрат по разработке тендерной
документации, приобретению банковской гарантии и др. Они учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.
Таким образом, расходы на участие в конкурсе могут быть признаны в
налоговом учете (как и в бухгалтерском) вне зависимости от его
результатов. В этом же письме финансисты подчеркнули, что в случае
возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за
участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав
внереализационных доходов. Аналогичную позицию Минфин России
занимал и раньше (письма от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109, от 31
октября 2005 г. № 03-03-02/121). При «упрощенке» («доходы минус расходы») особое
внимание бухгалтеру нужно обратить на то, что в закрытом перечне
расходов, приведенном в статье 346.16 Налогового кодекса РФ, затраты на
участие в конкурсах и торгах не упомянуты. Однако это не значит,
что никакие расходы, связанные с участием в конкурсе, признать нельзя -
ведь они вполне могут «пройти» по иным основаниям. Например, если
подготовка документации осуществляется собственными силами, расходы на
дополнительную оплату труда работников можно признать на основании
подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16, почтовые расходы по доставке
конкурсной документации - на основании подпункта 18 пункта 1 статьи
346.16 и т. д. ПРИЗНАНИЕ ДОХОДОВ По
поводу признания доходов в виде сумм, внесенных ранее за участие в
тендере и возвращенных организаторами торгов, имеет смысл поговорить
подробнее. Дело в том, что возвращаются обычно именно суммы
задатка, как уже было сказано, в порядке, предусмотренном нормами
гражданского законодательства. Смысл внесения задатка в том, чтобы
доказать серьезность намерений участника и обеспечить исполнение им
обязательств по заключению договора в случае победы. При возврате
задатка фирма получает обратно свои собственные деньги, перечисленные
ранее организатору торгов. Никакой экономической выгоды в этом случае у
нее не возникает - а значит, возвращенная сумма задатка не
соответствует определению дохода, данному в статье 41 Налогового
кодекса РФ. Тем более что и в расходы в целях налогообложения прибыли,
как следует из пункта 32 статьи 270 Налогового кодекса РФ, сумма
задатка не включается. Интересно, что в письмах от 11 октября 2007
г. № 03-11-04/2/254 и от 17 августа 2007 г. № 03-11-04/2/201 финансисты
прямо указали, что возврат суммы задатка не отвечает требованиям статьи
41 Налогового кодекса РФ. Поэтому, по их мнению, сумма задатка,
возвращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и,
соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в
связи с применением упрощенной системы налогообложения. А в
письме Минфина России от 30 мая 2007 г. № 03-11-04/2/149, кроме этого,
отмечено, что участнику конкурса на получение госзаказа возвращаются
его же средства, уплаченные им ранее. Поэтому дохода при «упрощенке» не
возникает. Тот же принцип должен быть применен и в отношении «общережимников».
Следовательно, включать в состав доходов в налоговом учете следует
только те суммы, которые организатор конкурса перечисляет проигравшим
участникам именно в возмещение понесенных ими расходов на участие в
конкурсе (например, на подготовку документации и т. п.). А суммы задатка ни к расходам (при уплате), ни к доходам (при возврате) не относятся. УЧЕТ «ВХОДНОГО» НДС Если
строительная компания приняла участие в конкурсе на получение контракта
в рамках своей деятельности, облагаемой налогом на добавленную
стоимость, то «входной» НДС по приобретенным в связи с участием в
конкурсе работам (услугам) она вправе принять к вычету независимо от
итогов конкурса. Для этого требуется лишь выполнение условий,
предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса РФ. Суммы НДС,
относящиеся к расходам по участию в конкурсе, принятые к вычету, при
отрицательном результате восстанавливать не нужно, поскольку расходы на
участие в конкурсе были произведены для осуществления операций,
подлежащих обложению НДС. Отказ от участия в конкурсе или заключения договора
На практике возможна ситуация, когда организация, подготовившая
конкурсную документацию и, возможно, даже уже уплатившая задаток,
решает отказаться от участия в конкурсе до подведения его итогов.
В этом случае расходы на участие в конкурсе нельзя считать экономически
обоснованными. Ведь в отличие от случая, когда фирма проигрывает в
конкурсе (не получает ожидаемого дохода по не зависящим от нее
причинам), здесь причиной является решение организации. А раз фирма
сама отказалась от дальнейшего участия в конкурсе, осуществленные ранее
расходы становятся неоправданными. Поэтому, исходя из норм статьи 252
Налогового кодекса РФ, их нельзя будет признать - ни при общем режиме,
ни при «упрощенке». Получить обратно внесенный задаток строительная
компания тоже не сможет. Ведь по общему правилу в случае, если за
неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается
у другой стороны (п. 2 ст. 381 Гражданского кодекса РФ). Признать убыток в сумме невозвращенного задатка в налоговом учете не получится - по той же причине.
В бухгалтерском учете в такой ситуации и сумму расходов на участие в
конкурсе, и сумму внесенного ранее задатка следует списать в дебет
счета 91 и не учитывать их в целях налогообложения прибыли.
Возможны еще два варианта, когда уже после подведения итогов конкурса
одна из сторон уклоняется от подписания протокола о результатах торгов,
имеющего силу договора (п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ). Иными
словами, либо фирма, выигравшая конкурс, либо организатор не хотят
заключать договор. Если от заключения договора уклоняется фирма,
она утрачивает внесенный задаток. Бухгалтерский и налоговый учет в этом
случае следует вести так же, как и в ситуации, когда фирма отказывается
от участия в торгах. Если же от подписания протокола и заключения
договора уклоняется организатор конкурса, он обязан возвратить задаток
в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки,
причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом
согласно пункту 2 ПБУ 9/99. Положение утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.Она
учитывается при налогообложении (как при общей, так и при упрощенной
системе налогообложения) в составе внереализационных доходов.
|