Автор:
М. Колосова
Источник: журнал "Управление персоналом" Как
известно, чаще всего именно затраты на персонал являются выраженной
статьей расходов любой компании. А в этой статье расходов большая доля
приходится на тот период, когда вакансия только образована, а
сотрудники отдела персонала тратят массу времени и усилий на поиск
кандидатов, рассмотрение резюме, собеседования. Но
даже принятое решение о выходе кандидата часто не гарантирует того, что
после получения нескольких зарплат сотрудник оправдает ожидания
компании. И дело здесь не в отсутствии опыта работы или образования и
даже не в том, что было плохо проведено собеседование, а в том, что
определенные качества сотрудника оказались несовместимыми с ожиданиями
работодателя, культурой компании и особенностями работы. Такой исход
для компании втройне накладен, так как, несмотря на затраченные ресурсы
на поиск, обучение и оплату первых месяцев, компания вновь оказывается
«у разбитого корыта». Как же можно уже
на этапе собеседования определить наличие у кандидата тех качеств,
которые не позволят работодателю получить от его работы в компании
ожидаемое? 1. ОЦЕНКА ПРОФИЛЯ КАЧЕСТВ
Как знает любой специалист по рекрутменту, желательно перед началом
собеседования составить список качеств, которым должен соответствовать
кандидат. Однако не все включают в этот список и те качества, которым
он не должен соответствовать ни в коем случае. При этом нужно
постараться сформулировать данные качества максимально нейтрально или
даже позитивно. Например, при подборе кандидата на одну из вакансий
помимо таких качеств, как пунктуальность, умение работать с большим
объемом информации, были включены такие качества, как: - креативность; - амбициозность; - умение по-новому подойти к решению всем известной проблемы; - стремление найти новый творческий подход к решению типовых задач.
При этом четыре последних качества не позволяли бы их носителю долго и
продуктивно работать на той вакансии, о которой идет речь. Если
кандидата попросить оценить в той или иной форме выраженность у себя
данных качеств, которые при первом приближении выглядят весьма
позитивно, то станет понятно, насколько он склонен себе их приписывать
и ценить. А это уже немало для того, чтобы сделать соответствующие
выводы. 2. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ПРО БУДУЩЕЕ
Кандидаты, как правило, настроены на рассказы о доблестном прошлом.
Помимо этого бытует мнение, что каждый из нас несет ответственность за
свое прошлое, но не несет ответственности за свое будущее, так как он
еще не наступило и является лишь плодом мечты и воображения. Именно
вопросы о будущем, о целях, об идеальной работе и ее параметрах бывают
максимально познавательны для выяснения скрытых потребностей кандидата. 3. МЕТОД ЗАДАННЫХ СИТУАЦИЙ
Этот прием все чаще встречается в процессе собеседований и является
весьма прогностичным. Перед собеседованием помимо значимых качеств и
тех качеств, которые вы хотели бы отсеять, задается гипотетическая
ситуация и кандидату предлагается описать наиболее продуктивный, на его взгляд, способ поведения в ней. Особенно этот метод хорош на наш взгляд в трех случаях: 1. когда эффективность будущего работника будет зависеть от качества проводимых им коммуникаций; 2. когда необходимо исключить такие качества кандидата, как склонность к конфликтам; 3. когда речь идет об управленческих навыках и в компании существует и поддерживается определенная управленческая культура.
В первом случае ситуация должна касаться переговорного процесса, и ее
можно попробовать разыграть с кандидатом в режиме on-line. Способность
договариваться и сам стиль переговоров практически невозможно создать
искусственно. Как правило, видны все достоинства и недостатки
переговорной компетентности. Во втором случае задается ряд
конфликтных ситуаций, и кандидата просят создать модели продуктивного
поведения в них. Одни начинают «дожимать» ситуацию, стремясь уничтожить
противника, другие начинают демонстрировать сдувание с партнера по
переговорам и конфликту пылинки. Самое главное — чтобы тот, кто
использовал этот метод, не понаслышке был знаком с реально
конструктивным методом решения конфликтных ситуаций или знал, что
считается эффективным поведением в конфликте в данной корпоративной культуре.
В третьем случае важно понимать, какой стиль управления будет для
данной компании желательным. Например, в ситуации, когда руководитель
оказывается перед тем, что сотрудник не справился с поставленной
задачей, заранее не предупредив об этом руководителя, предлагаемые
кандидатом решения руководителя могут быть связаны с: - увольнением; - обратной связью; - наказанием; - демонстрацией остальным сотрудникам норм и правил недопустимого поведения; - использованием ситуации для развития сотрудника; - использованием ситуации для формирования его мотивации и приверженности и т. д.
Однако верное решение диктуется здесь не столько правилами менеджмента,
сколько корпоративными нормами управленческой работы, которое в каждой
компании является собственным уставом. 4. ЗАГЛЯНУТЬ В МОТИВАЦИЮ
Данный феномен известнее психологам еще современ Фрейда под названием
«проекция» и уже успел обрасти рядом анекдотов. Когда человек трактует
поступки другого, он, как правило, склонен приписывать ему собственную
мотивацию. Заготовленный заранее случай с просьбой определить причину
поступков персонажей позволяет не только узнать больше о
характеристиках кандидата, но и заглянуть в его мотивацию. Конечно,
использование ситуаций предъявляет особые требования к тому, чтобы
посредством их выявлялись важные для компании-работодателя моменты.
Так, ситуации могут иметь разный желательный ответ в зависимости от
того, что ждет от своего кандидата компания. 5. РАССКАЗ О ДОСТИЖЕНИЯХ И СЛОЖНОСТЯХ
Этот банальный прием часто несправедливо забывается. Тем не менее
заставить кандидата говорить, больше опираясь на свои эмоции, а не на
заготовленный сценарий, проще всего, когда речь идет о чем-то, что его
действительно задевает — о достижениях и сложностях. И те и другие
маркируют области, которые человек оценивает как успешные или
проблемные для себя. Часто именно эти вопросы проясняют, что каждый
считает своим успехом и как выглядят ситуации, апеллирующие к
отсутствующим качествам. Особенно внимательным стоит быть со
следующей парадигмой: «Все успехи — плод моего тяжелого труда, усилий и
талантов, а все проблемы — тайные происки недоброжелателей, плохих
ситуаций, форс-мажоров». Такая система оценки говорит о том, что перед
вами тот, кто стремится все успехи приписать себе, а во всех бедах
винить окружающий мир. Именно тот, кто честно признается в
собственных внутренних недоработках, связанных с проблемами и
собственными задачами, направленными на их разрешение, на наш взгляд,
будет «золотым фондом» компании. 6. ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ
Одним из наиболее эффективных инструментов оценки реальной
эффективности сотрудника (особенно если его работа связана с
управлением) является соответствие структуры его работы тем целям,
которые стоят перед ним. Эта оценка предполагает анализ недельного
хронометража работы и оценки того, насколько дела, составившие неделю,
позволяют продвигаться в достижении стоящих перед сотрудником целей.
Это в текущем режиме. А при собеседовании не пренебрегайте вопросом о
том, как обычно был построен рабочий день сотрудника на прошлой
работе (попросите описать его с высокой долей точности, до минут) или
неделя (здесь возможна детализация до часов). Это бывает, как правило,
очень показательно. Начнем с того, что будут те, кто не сможет
воспроизвести типичный рабочий день. То есть не сотрудник управлял
своим временем, а скорее наоборот — поток событий захватывал человека и
повелевал им. Много даст и ответ на вопрос о том, как данный распорядок дня позволял сотруднику справляться с поставленными задачами. Следующим шагом может быть моделирование рабочего дня или недели по отношению к будущим задачам.
Еще одним шагом (для окончательного отсева ситуативно зависимых и
бездельников) является вопрос об отношении к системе оценки
эффективности работы на основе хронометража. Те, кто является
действительно продуктивным сотрудником, вряд ли смутится от такой
системы оценки, тогда как те, кто предпочитает смешивать работу и
личные дела, могут сразу приуныть. Не обязательно в реальности
применять такую систему (хотя, на наш взгляд, компании, которые
практикуют выборочный хронометраж, имеют лучшие шансы по сравнению с
теми, кто к данному инструменту равнодушен). 7. ЯВКИ, НОМЕРА, ТЕЛЕФОНЫ…
И, конечно, желательно спросить кандидата о том, кто бы мог его
рекомендовать. Как правило, стоит спросить о 2-3 таких рекомендателях.
Не стоит пренебрегать этим проверенным методом. Ведь любой человек
приходит в компанию хорошо; а вот уходят из компаний по-разному.
Так что традиционное «как встретили и как проводили» является еще одним
гарантом того, что потраченные на подбор и оценку усилия позволят
компании найти именно того, кто будет лучшим ее сотрудником.
|