04:15 04.06.2009 Почем акции для народа? | |
втор:
Вероника Кондратьева, генеральный директор ООО «Профконсалт»
.
Как правило, акции при учреждении акционерного общества распределяются среди учредителей по номинальной стоимости, и цена размещения акций в этом случае равна их номинальной стоимости. В то же время в п. 1 ст. 36 Закона об АО предусмотрено, что оплата акций общества при его учреждении производится учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций. Из этого можно сделать вывод, что цена размещения акций при учреждении общества может быть и выше их номинальной стоимости. В каком порядке и на основании чего учредители общества могут определить более высокую, чем номинальная стоимость, цену размещения акций при учреждении общества? Цена размещения акций может быть определена учредителями акционерного общества в договоре о создании общества в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО, в котором предусмотрено, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий в том числе размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты. При этом на основании каких показателей может быть определена более высокая цена размещения акций, чем их номинальная стоимость, закон не предусматривает Получается, что учредители общества по своему усмотрению могут установить любую цену размещения акций, а разница между номинальной стоимостью и ценой размещения акций после их оплаты будет отнесена в эмиссионный доход, который отражается в бухгалтерском балансе как добавочный капитал. В отличие от определения цены размещения акций при учреждении акционерного общества цена размещения дополнительных акций при увеличении уставного капитала общества определяется в соответствии со ст. 77 Закона об АО, из которой следует, что в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. При этом в соответствии с п. 6.1.14 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 25.01.07 № 07-4/пз-н (далее – Стандарты) в случае, если решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров, установленная этим решением цена размещения ценных бумаг должна соответствовать цене размещения ценных бумаг, определенной решением совета директоров общества, и указанное решение совета директоров общества должно быть принято до принятия общим собранием акционеров решения о размещении ценных бумаг. Если принять за основу требование законодательства о том, что цена размещения должна быть определена исходя из рыночной стоимости акций, то встает вопрос: каким образом совет директоров общества должен определить эту рыночную стоимость? Закон об АО не содержит требования обязательного привлечения независимого оценщика для установления цены размещения акций. Совет директоров общества может по своему усмотрению инициировать привлечение независимого оценщика. В этом случае отчет оценщика будет иметь для совета директоров рекомендательный характер. Совет директоров вправе установить цену размещения акций как в точном соответствии с определенной оценщиком их рыночной стоимостью, так и в меньшем или большем размере. В некоторых случаях с целью привлечения инвестиций общество старается получить как можно больше средств в оплату размещаемых акций, но при этом не дать инвестору завладеть контрольным пакетом. Тогда установление высокой цены размещения является наиболее оптимальным вариантом, если, конечно, с этим согласится инвестор. В последние годы все большее количество акционерных обществ осуществляет размещение дополнительных акций по цене, ориентированной на реальную (рыночную) стоимость акций. Акционеры таких обществ, включая в свой состав новых членов или увеличивая в процессе подписки чей-то пакет акций, нацелены на получение обществом в качестве оплаты за размещаемые дополнительные акции объема средств, соответствующего стоимости этих акций; в случаях, когда в оплату акций вносится имущество, целью является наделение приобретателей тем количеством акций, которое будет соразмерно стоимости вносимого имущества. В то же время многими акционерными обществами продолжает использоваться старая практика размещения дополнительных акций по цене, равной их номинальной стоимости, когда рыночная стоимость акций не берется во внимание, и для ее определения независимый оценщик не привлекается. Целью такого размещения акций может являться в том числе перераспределение пакетов акций среди акционеров. Данная практика не преследуется со стороны ФСФР России, так как в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах для этого нет оснований – нет требования о порядке определения цены размещения акций с обязательным привлечением независимого оценщика для определения их рыночной стоимости и нет требования описывать порядок определения рыночной стоимости акций, если независимый оценщик не привлекается. Вышеуказанный, почти свободный, порядок определения цены размещения акций касается только тех акционерных обществ, в которых владельцами акций не являются государство и/ или муниципальное образование, точнее – обществ, в которых государство и/или муниципальное образование не владеет от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций, а также акционерных обществ, акции которых не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и/или муниципальное образование, и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с данной статьей осуществляется советом директоров общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров общества решении об определении цены объектов. В вышеуказанной статье закона содержится требование «обязательного уведомления» уполномоченного органа (ФАУГИ о принятом советом директоров общества решении об определении, в том числе цены размещения акций, в п. 3 ст. 77 закона об АО, а также приведен список документов, подлежащих представлению в ФАУГИ, срок представления этих документов (3 рабочих дня с даты принятия советом директоров общества соответствующего решения), порядок рассмотрения документов ФАУГИ, срок и порядок направления мотивированного заключения в общество и саморегулируемую организацию оценщиков (далее – СРО) в случаях, когда ФАУГИ не согласно с порядком определения советом директоров цены размещения дополнительных акций, действия совета директоров и СРО в случае получения от ФАУГИ такого мотивированного заключения, а также последствия сделки, которая может быть совершена обществом с нарушением порядка, установленного данной статьей закона, или цена которой является недостоверной. Таким образом, законодательно установленный подробный порядок «обязательного уведомления» ФАУГИ об определении советом директоров акционерного общества цены размещения дополнительных акций, размещаемых путем подписки, делает привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций практически обязательным для указанных акционерных обществ. Несмотря на то, что обществу предоставлено право выбора, какой документ, подтверждающий рыночную стоимость акций, прикладывать к копии решения совета директоров об определении цены их размещения для представления в ФАУГИ (копию отчета независимого оценщика или иные документы (копии документов), содержащие информацию об определении цены размещения), ФАУГИ наделяется правом принять решение о несоответствии цены размещения акций, определенной советом директоров общества, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случае представления «иных документов», а не копии отчета оценщика. В случае принятия ФАУГИ такого решения и получения обществом соответствующего заключения совет директоров общества должен принять решение либо об отказе от совершения сделки, либо об определении цены размещения акций с обязательным привлечением оценщика и дальнейшим обязательным согласованием этого отчета с ФАУГИ1 в установленном порядке. Не проще ли такому обществу сразу привлечь оценщика для определения рыночной стоимости акций, исходя из которой совет директоров определит цену их размещения, а не терять время на рискованные согласования? Конечно, и с отчетом независимого оценщика также могут возникнуть проблемы, так как если ФАУГИ примет решение о несоответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, то в СРО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, будет направлено заключение о проведении СРО экспертизы соответствующего отчета об оценке. Помимо этого ФАУГИ будет вынесено предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке. Если по итогам экспертизы СРО выдаст отрицательное заключение о цене размещения акций, то определенная советом директоров общества цена размещения будет признана недостоверной, что будет являться для общества большой проблемой, так как в этом случае сделка, которая может быть совершена обществом с нарушением порядка, установленного законом, или цена которой является недостоверной, может быть признана недействительной по иску ФАУГИ в течение шести месяцев со дня, когда ФАУГИ узнало или должно было узнать о совершении такой сделки. К другой группе акционерных
обществ, определение цены размещения акций которых не может иметь
случайный характер, относятся общества, акции которых обращаются на
рынке ценных бумаг. Указанный порядок определения цены размещения дополнительных акций прямо законодательством не предусмотрен, и поэтому некоторые акционерные общества, чьи акции обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, ошибочно считают, что могут «свободно» определить цену размещения акций без привязки к их рыночной стоимости, определенной по результатам торгов. Действуя таким образом и определяя цену размещения акций, например, равной их номинальной стоимости без учета сложившейся средневзвешенной цены, такие акционерные общества очень рискуют и могут получить отказ ФСФР России в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг на основании нарушения эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличия в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, а именно нарушения требований п. 1 и 2 ст. 77 Закона об АО2. Существует несколько возможных вариантов определения цены размещения ценных бумаг:
Порядок определения цены размещения дополнительных акций путем установления цены в цифровом выражении или в виде формулы с переменными обычно со стороны эмитентов вопросов не вызывает, а что касается определения цены размещения акций путем указания на то, что цена размещения определяется советом директоров или осуществляющим его функции общим собранием акционеров, то на такой порядок определения цены размещения акций стоит обратить внимание, поскольку на практике он стал использоваться довольно часто. Что значит «указание на то, что цена размещения определяется советом директоров»? Решение
об увеличении уставного капитала общества путем размещения
дополнительных акций принимается общим собранием акционеров только по
предложению совета директоров. В соответствии с п. 6.1.2 Стандартов
решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем
размещения дополнительных акций должны быть определены количество
размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций
каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории
(типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая
подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее
определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены
размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих
преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций,
форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть
определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок
размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и
срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения
договоров в ходе размещения дополнительных акций. При этом подобный порядок определения
цены размещения акций может предусматривать конкретные условия и
требования, в соответствии с которыми советом директоров будет
определена эта цена. При этом в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг, в соответствии с которым после государственной регистрации этого выпуска будет проходить размещение акций, предусматривается порядок уведомления лиц, имеющих преимущественное право, о возможности осуществления такого права и в том числе о цене размещения дополнительных акций. Если говорить о размещении дополнительных акций путем открытой подписки, то Стандартами эмиссии ценных бумаг предусмотрен механизм определения цены размещения после государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг на основании анализа поступивших заявок. Так, в соответствии с п.
6.1.12 Стандартов порядок определения цены (цен) размещения ценных
бумаг, размещаемых путем подписки, предусмотренный подпунктом «б»
пункта 6.1.11 Стандартов, может предусматривать: При этом Стандарты устанавливают условия проведения торгов, в ходе которых определяется цена (цены) размещения ценных бумаг, должны предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих количество приобретаемых ценных бумаг и цену их приобретения - конкурентные заявки, и могут предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих общую сумму, на которую заявитель обязуется приобрести ценные бумаги без определения количества приобретаемых ценных бумаг и цены их приобретения - неконкурентные заявки. Если
иное не устанавливается решением о выпуске (дополнительном выпуске)
ценных бумаг, приоритетному удовлетворению должны подлежать
конкурентные заявки, содержащие наибольшую цену приобретения. В случае
если условия проведения торгов предусматривают подачу участниками
торгов как конкурентных, так и неконкурентных заявок, приоритетному
удовлетворению подлежат конкурентные заявки. Данный порядок позволяет совету директоров определять цену размещения дополнительных акций после окончания срока действия преимущественного права, сокращенного в этом случае до 20 дней, на основании анализа конкурентных заявок, после чего информация о цене размещения акций подлежит раскрытию. При этом преимущественное право приобретения акций осуществляется на основании полученных заявлений от лиц, имеющих такое право, о приобретении акций без приложения документов об их оплате, а сама оплата приобретаемых акций осуществляется в течение как минимум пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения дополнительных акций, определенной советом директоров. Договоры, на основании которых акционеры приобретают размещаемые акции, считаются заключенными с момента оплаты приобретаемых ценных бумаг. Сторонние инвесторы, а именно лица, которыми были направлены в общество конкурентные и неконкурентные заявки, могут начать приобретение размещаемых акций в установленном решением о дополнительном выпуске ценных бумаг порядке только после раскрытия информации об итогах осуществления преимущественного права приобретения дополнительных акций. Предусмотренный Стандартами вышеуказанный способ определения цены размещения акций позволяет акционерному обществу разместить дополнительные акции общества по наиболее выгодной цене. В заключение хотим отметить, что определение цены размещения акций – задача, имеющая стратегическое значение. Выбор пути и способа определения цены размещения акций зависит от целей и возможностей общества и его акционеров. И нельзя забывать о том, что существует только одно требование законодательства к определению цены размещения дополнительных акций: цена размещения акций должна определяться исходя из их рыночной стоимости. 1 Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.08 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. 2 Постановление ФАС Московского округа от 28.04.08 № КГ-А40/2859-08. Статья опубликована в журнале «Акционерный вестник», № 6 (65), июнь 2009 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |