Автор:
А. Краснопеева
Источник: журнал "Главная книга" Как
известно, налогоплательщики вправе зачесть или вернуть суммы излишне
уплаченных налогов, пеней и штрафов <1>. Такой зачет или возврат
налоговый орган производит по заявлению, поданному в течение 3 лет со
дня уплаты этой суммы <2>. А если вы пропустите
этот срок, то для того, чтобы вернуть переплату из бюджета, придется
обращаться в суд. Сделать это надо в течение 3 лет со дня, когда вы
узнали или должны были узнать о факте излишней уплаты налога <3>. Причины,
по которым может возникнуть переплата, разнообразны, ведь никто не
застрахован от ошибок. Это и счетные ошибки, и ошибки в платежках, и
неприменение положенной по закону льготы, и, наконец, неправильная
трактовка закона. И потому для разных случаев даты, когда вы узнали или
должны были узнать о факте переплаты, будут различаться. Давайте
посмотрим, какие конкретно даты суды признают началом исчисления
трехлетнего срока для обращения с иском о возврате переплаты. Даты, с которых судами исчисляется трехлетний срок Практика
последних лет показывает, что в большинстве случаев суды, не разбирая
причин возникновения переплаты, для определения начала исчисления
трехлетнего срока для обращения в суд опираются на даты получения
налогоплательщиками документов, свидетельствующих о наличии переплаты,
например: - справки о состоянии расчетов с бюджетом или акта сверки <4>; - акта выездной налоговой проверки, в котором зафиксирована образовавшаяся переплата <5>;
- извещения налогового органа о наличии переплаты по налогам <6>. А
в феврале этого года Президиум ВАС РФ дал такие рекомендации. Определяя
момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней
уплате налога, необходимо учитывать совокупность всех имеющих значение
обстоятельств, в частности <7>: - причины, по которым налогоплательщик допустил переплату; - наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
- изменение налогового законодательства, повлекшее возникновение переплаты.
Исходя
из этого, Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление о возврате налога в
связи с тем, что организация своевременно не воспользовалась льготой,
пришел к выводу, что об излишней уплате налога она должна была узнать в
день уплаты налога или при подаче первоначальной декларации. Как видим,
в определенных случаях срок на подачу заявления в суд может быть равен
сроку подачи заявления на возврат налога в налоговые органы. Исчисление сроков при подаче уточненки А
в ситуации, когда налогоплательщик заявляет о наличии переплаты,
представляя уточненную декларацию, все еще хуже. Единообразия в
судебной практике нет. Иногда суды признают "точкой отсчета" дату
подачи уточненки <8>. Существует еще и практика, когда отсчет
срока исковой давности производился даже не с момента представления
уточненки, а с момента получения решения по проверке этой декларации
<9>. В похожей ситуации суды считали за отправную точку и дату
уведомления, которым налоговая инспекция отказала организации в
принятии уточненной декларации <10>. Но некоторые суды
отказывались считать срок исковой давности с даты подачи уточненной
декларации. Они указывали, что факт ее подачи свидетельствует лишь о
мерах, принятых организацией к исправлению ошибки <11>.
Именно
эту позицию занял и Президиум ВАС РФ, придя к выводу о том, что дата
представления уточненной декларации не может считаться моментом, когда
налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога <12>. И
как повернется судебная практика после последних указаний Президиума
ВАС РФ о более тщательном исследовании причин образования переплат и
наличия возможности для правильного исчисления налога, предсказать
вообще невозможно. Однако в случае спора с налоговыми органами о
моменте начала течения срока ссылайтесь на любые события, в результате
которых вы узнали об ошибках, допущенных при исчислении налога. Ими
могут быть, например: - смена главного бухгалтера; - аудиторская проверка; - инвентаризация. Кто
знает, может быть, суд посчитает, что срок на обращение в суд должен
быть исчислен с момента возникновения именно этих обстоятельств. * * * Дабы своевременно узнавать о своих переплатах, необходимо регулярно проверять правильность составления своей налоговой отчетности. Делать это можно как самостоятельно, образовав службу внутреннего аудита, так и пользуясь услугами аудиторских компаний. Также регулярно проверяйте состояние расчетов с бюджетом. Вы можете получать информацию о расчетах с бюджетом: - в электронном виде; - в виде справок о состоянии расчетов с бюджетом; - в виде акта сверки. -------------------------------- <1> подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ <2> п. 7 ст. 78 НК РФ <3>
ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О;
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06; Письмо Минфина
России от 31.01.2008 N 03-02-07/1-37 <4> Постановления
Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06; ФАС ДВО от 24.11.2008 N
Ф03-5115/2008; ФАС МО от 13.10.2008 N КА-А40/9332-08; ФАС ПО от
30.01.2008 N А65-12410/07-СА1-42; Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 25.02.2009 N А42-4546/2008 <5> Постановление ФАС СКО от 07.07.2008 N Ф08-3754/2008 <6> Постановление ФАС ДВО от 22.09.2008 N Ф03-А73/08-2/3402 <7> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 <8> Постановление ФАС СКО от 17.04.2008 N Ф08-1849/2008 <9>
Постановления ФАС ЗСО от 25.12.2008 N Ф04-6975/2008(15873-А03-19); ФАС
ВСО от 16.04.2008 N А78-5155/07-Ф02-1160/08; ФАС ДВО от 08.05.2008 N
Ф03-А37/08-2/1366 <10> Постановление ФАС ВСО от 03.03.2009 N А19-9171/08-52-Ф02-591/09 <11> Постановление ФАС СКО от 23.04.2008 N Ф08-2090/2008-750а <12> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 10, 2009
|