После презентации прототипа новой операционной системы Chrome OS, заинтересованное сообщество начало бурное обсуждение потенциальных плюсов и минусов новинки от компании Google. обсуждение потенциальных плюсов и минусов новинки.
Напомним:
Chrome OS, релиз которой запланирован на конец следующего года, будет
запускаться на специфическом оборудовании, удовлетворяющем требованиям Google.
Так, новая система сможет работать только на нетбуках, снабженных
твердотельным накопителем, модулем Wi-Fi и полноразмерной клавиатурой.
Все приложения Chrome OS являются веб-приложениями, основная копия
пользовательских данных хранится на удаленных серверах — в «облаке». Исходя из информации, предоставленной Google, можно назвать несколько положительных возможностей Chrome OS. Скорость загрузки будущих нетбуков не превысит 10 секунд. Это
связано с отсутствием необходимости обслуживания операционной системой
иных, кроме браузера Chrome, приложений и сервисов, нуждающихся в
дополнительных драйверах и ресурсах. Повышенное внимание вопросам безопасности. Ядро системы
размещается в защищенной от записи области, все приложения выполняются
во вкладках браузера, каждая из которых является по сути «песочницей» с ограниченными правами доступа. Хранимые локально пользовательские данные шифруются. «Облачная» концепция предполагает высокую доступность приложений и данных из любой точки и с любого устройства. Поддержка архитектур Intel x86 и ARM снабдит потребителей
выбором из двух классов будущих нетбуков; при этом не исключен вариант,
что будут выпущены ARM-смартбуки на базе Chrome OS. Инновационное меню приложений, зафиксированное во вкладке
браузера, является отличным маркетинговым ходом, позволяющим
девелоперам продвигать свои разработки за счет наглядного и
быстродоступного обращения к ним. Веб-сайты приравниваются к веб-приложениям, а значит, Chrome OS поддерживает такие, к примеру, конкурирующие проекты, как Microsoft Office Live. Потенциал Chrome OS будет раскрываться постепенно: новая
система продвигает парадигму тонких клиентов, оснащенных минимумом
вычислительных возможностей, притом что обработку данных берут на себя
«облачные» серверы.
Кроме того, фокусировка на Интернете определяет кросс-платформенность
приложений Chrome OS: на стороне клиента может выполняться любое
приложение, так как физически оно запущено на сервере. Однако некоторые особенности новой операционной системы следует рассматривать с отрицательных позиций. В Google описывают будущие нетбуки с Chrome OS как
«устройства-компаньоны, дополняющие основной компьютер». В компании,
вероятно, забыли, что потребители приучены теми же iPhone иметь универсальное, а главное, компактное устройство, снабженное десятком тысяч приложений на любой вкус. «Облако» Google не всегда доступно, тем более что в мире не так
уж много мест, где есть полное покрытие Wi-Fi. Хороший пример —
самолет: публичных хот-спотов в нем нет, а за интернет-доступ придется
выложить круглую сумму. Неопределенность поддержки офлайновой работы за счет HTML5.
Разработчик должен самостоятельно реализовать подобную возможность в
приложении, хотя опыт Google Gears свидетельствует о том, что это вполне по силам. Однако веб-приложения пока не могут сравниться с офлайновыми программами: Picasa и Flicker обладают лишь малой толикой мощи Adobe Photoshop. Игры для Chrome OS, являющейся, по сути, усиленным браузером
Chrome, не выйдут за пределы офисных и казуальных развлечений из-за
отсутствия выделенных на это аппаратных ресурсов. Однако здесь уместно
вспомнить о ведущейся разработке амбициозного проекта OnLive,
который позволит насладиться требовательными к оборудованию игровыми
приложениями даже на недорогих устройствах, которые физически не в
состоянии обрабатывать обилие графической информации. Понятно, что для
этого потребуется высокоскоростное интернет-соединение с минимально
возможными задержками передачи пакетов данных. Концепция проста: всю
работу по обработке 3D-графики берут на себя компьютеры «облачной»
службы OnLive — пользовательским устройствам останется лишь
своевременно выводить на экран потоковое видео. Android-приложения не работают в окружении Chrome OS, так как их необходимо загружать локально, что запрещено в этой системе. Браузер Chrome нельзя заменить на альтернативный, тот же Mozilla Firefox. Между тем любой из вендоров вполне способен модифицировать открытый код Chrome OS и выпустить собственную версию системы. Неясна ситуация с расширениями и прочими методами настройки.
Поскольку браузер Chrome «понимает» HTML5, в свойствах которого есть
поддержка стандартизированного обогащенного мультимедийного формата,
отпадает необходимость в браузерных плагинах Adobe Flash или Microsoft Silverlight.
Но при этом не очень ясно, как будут реализованы искомые технологии, в
том числе и те, которые требуют установки исполнимого кода, — например,
сторонние плагины, виджеты, апплеты и т. п.